Календарь, предвещающий скорый апокалипсис, еще бьющиеся
вырванные сердца и скатывающиеся по ступеням пирамид головы людей, принесенных
в жертву… Эти и прочие расхожие представления о майя — лишь «грингада», как говорят
мексиканцы, особая спесивая глупость белого человека. О том, чем на самом деле
была цивилизация майя, нам рассказывает Галина Ершова, профессор РГГУ, директор
Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова, директор по вопросам науки и
культуры Российско-мексиканского культурного центра (Мерида, Мексика). Ершова —
ученица Юрия Кнорозова, расшифровавшего язык майя.
Рабочий кабинет Галины Ершовой в Мезоамериканском
центре РГГУ заставлен черепами, ритуальными куклами и индейскими картинками
весьма зловещего вида. Хозяйка только что прилетела из Мексики и входит в
кабинет с самым счастливым видом — похоже, она его очень любит.
- Всем бы только поглумиться над идеей конца света, жалуюсь
я, никто не хочет воспринять серьезно мысль о скором апокалипсисе, все заранее
уверены, что никакого конца света не будет.
- Ну да, тем более что и майя ничего про конец света не
говорили…
- А как же знаменитый календарь майя — зловещий каменный
круг, который везде изображают на картинках?
- Нет, круг, который упорно втюхивают как календарь майя, —
это вообще чепуха полная, он к майя не имеет никакого отношения, это ацтекский
камень. Календарь майя нашли в 50-е годы на узкой высокой панели из
городишка Тортугеро в штате Табаско, а исследовали в 70-е. Часть памятника была
украдена и перевезена в США — они там, конечно, воровали и продолжают воровать
по-крупному. Надпись на панели состоит из сплошных дат — это ведь календарь.
Судя по другим текстам майя, в этих местах существовала хорошая астрономическая
жреческая школа. Календарь описывает 13 больших циклов и заканчивается с
концом 13-го цикла, ничего странного в этом нет.
С 70-х годов это все было известно, никто с этим не
носился, никому, кроме специалистов, это не было интересно. Но когда
провалилась идея с миллениумом — то есть не совсем провалилась, все, кто надо,
сделали себе деньги на этом, — тогда и начали раскручивать идею «конца света по
майя». Хотя для астрономов майя это был просто переход точки весеннего
равноденствия из созвездия Ягуара в созвездие Обезьяны, по-нашему из Рыб в
Водолея.
- Это как раз 21 декабря?
- Ну, 21-го, 23-го — это все вилами по воде писано, расчеты
очень приблизительны. В общем, то, что майя предсказали конец света, — это
попросту вранье. Еще теперь любят сочинять про нисхождение страшного божества
Болон Йокте, а у астрономов майя это просто планета Марс, которая, по их
расчетам, в этот день уходит в период невидимости, это чистая астрономия.
- Что же, у них и астрологии не было?
- В поздний период была, но там очень примитивные
предсказания — на пять лет, ну, на двадцать, не больше. То есть пока можно
народ припугивать, чтобы они несли жертвы жрецам, чтобы они что-то делали,
правильно себя вели. А на срок свыше двадцати лет не имело смысла предсказания
делать, потому что никого этим не запугаешь. Никаких страшилок о глобальном
конце света там абсолютно нет.
Считать руками и
ногами
- А почему календарь описывает такой большой период времени?
- Вообще-то он появился еще до майя. Цивилизация майя —
наследница более древних цивилизаций Мезоамерики. Во втором и первом
тысячелетиях до нашей эры там была цивилизация ольмеков, они и разработали этот
календарь. Начинается он с августа 3114 года до нашей эры.
- Известно, что случилось тем августом?
- Я подозреваю, что календарь создали позже, на рубеже нашей
эры, а начали его с этой даты по математическим соображениям, чтобы все цифры
сошлись и получились круглыми. Чтобы начало эпохи Ягуара, примерно совпадающее
с началом нашей эры, пришлось на цифру 7.0.0.0.0 в их системе записи и
получилось что-то вроде нашего миллениума. Все любят кругленькие даты. Перед
началом нашей эры ольмеки видели, что точка весеннего равноденствия переходит
из одного знака зодиака в другой. Знаете про цикл прецессионных колебаний?
Земля крутится, как очень медленный волчок, и земная ось описывает круги
подобно верхушке волчка, один оборот в 26 тысяч лет. За это время точка восхода
солнца в дни равноденствий и солнцестояний обходит все зодиакальные созвездия,
проходя каждое из них примерно за 2000 лет, — бог Солнца, как считали майя, по
очереди гостит у богов, которых у нас принято называть зодиакальными
созвездиями.
Наши астрологи тоже любят прецессию — это же с ней связаны
эра Рыб, эра Водолея… Такие события, как переход точки весеннего равноденствия
из одного созвездия в другое, замечали во многих развитых культурах. У нас
история Иисуса Христа пронизана символикой начала эры Рыб, а у майя этот знак
зодиака назывался Ягуаром.
- Но историю Иисуса ведь не в институте религиоведения
разрабатывали…
- Жрецы того времени много знали, во всяком случае гораздо
больше, чем средний выпускник современной школы, где астрономию теперь вообще
не преподают. Знаете, кстати, почему в круге 360 градусов? Потому что
египетские жрецы рассчитали, что путь солнца от горизонта до горизонта равен
360 диаметрам солнца, каким мы его видим с Земли.
- Они выделяли те же знаки зодиака, что и мы?
- Назывались они по-другому, но границы зодиакальных
созвездий были те же — все-таки это достаточно компактные образования.
Их было 13, но ведь и у нас 13, просто в нашей традиции Змееносец для
удобства не учитывается, а они называли его Летучие Мыши. Весь календарь майя
зациклен на числе 13, и самих циклов, последний из которых длится с 3114
года до нашей эры по 2012 год, тоже 13. Конец календаря, наступающий в дни
зимнего солнцестояния в декабре 2012 года, записывался цифрой 13.0.0.0.0 — той
же, что и первый день календаря. Если 13 — это божественное число, то 20 —
человеческое: у майя была двадцатиричная система счисления, по числу пальцев на
руках и ногах. А 13х20=260 дней — цикл, который теперь с придыханием все
называют сакральным годом майя, цолькином. Большие циклы состоят из таких малых
циклов.
Чтобы узнать о больших циклах и прецессии, надо
тысячелетиями наблюдать за небом и как-то фиксировать эти наблюдения. Так такие
наблюдения велись со времен палеолита и отражены в древнейших памятниках.
Допустим, орнаменты каменного века маркируют фазы луны, особые позиции солнца:
как только человек становится человеком, он начинает наблюдать за небесными
светилами и связью их движения со сменой времен. Любое общество очень
заботилось о сохранении достигнутого уровня астрономических знаний — а значит о
прослойке жрецов. Да и письменность была изобретена не в последнюю
очередь для фиксации этих жизненно важных знаний. В Мезоамерике письмо
разработали ольмеки, а жрецы майя приспособили его для своего языка.
Чем майя обязаны
Кнорозову
- Говорят, майя жили в каменном веке и даже колеса не
знали…
- Про майя много каких-то дурных историй любят рассказывать.
У нас музей в университете есть, тут реплики древних предметов майя, и там есть
фигурки с колесами — они прекрасно их знали. Дело в том, что у них не было
тягловых животных, поэтому не было практического смысла в использовании колеса.
Традиционная археология считает, что использованием металла
определяется уровень развития цивилизации: каменный век, потом бронзовый, потом
железный. На самом деле это полная чепуха. Цивилизация определяется уровнем
развития общества и средней продолжительностью жизни. Майя прекрасно обошлись
без железа, без бронзы, потому что у них были их технологические
заменители. Они знали металл, умели его обрабатывать, но использовали его в
основном в ритуальных изделиях. Зато они знали математический ноль примерно на
тысячу лет раньше, чем об этом догадались в Индии, не говоря уже
о Европе. Майя считались отсталыми дикарями на том основании, что в их
культуре мало использовались металлы, пока Кнорозов не доказал, что у них была
развитая письменность и государства с развитой социальной системой.
- Как получилось, что именно Кнорозов, никогда не бывавший в
Мексике, расшифровал язык майя?
- У него была потрясающая семья. Мама была из Великого
Устюга, а отец, инженер-железнодорожник, — из семьи русского адвоката, который
работал в Тифлисе. В Питере, где познакомились родители Кнорозова, они ходили
на публичные лекции модного тогда Бехтерева — все культурные люди считали
необходимым посещать их в то время.
Дело в том, что Бехтерев был не только психиатром, но и
основателем русской исторической школы, которая тогда очень сильно продвинула
исторические, антропологические и социологические исследования во всем мире. Он
впервые применил междисциплинарный подход, соединявший историю, социологию,
психиатрию, педагогику. Помните фильм «Республика ШКИД»? Вот этот директор
школы — это реальный персонаж, ученик Бехтерева, который стремился воплотить
эти идеи. И родители Кнорозова своих детей стали воспитывать по этой методике,
стараясь развивать у них пытливость, любознательность, страсть к разгадыванию
тайн. В итоге все пятеро детей стали учеными: три кандидата наук и два
доктора наук, оба — лауреаты Государственной премии.
В 1945 году Кнорозову попалась в руки статья одного
немецкого ученого под названием «Письмо майя — неразрешимая загадка».
И Кнорозов решил, что дешифрует его, несмотря на все предшествующие
неудачные попытки. Задача была настолько сложной и он двигался вперед с
таким упорством, что многие считали его сумасшедшим. Перед Шампольоном,
расшифровавшим египетские иероглифы, стояла намного более простая задача, на
уровне Шерлока Холмса, а Кнорозову пришлось создать целую теорию
расшифровки древних систем письма. Это был настоящий научный подвиг.
В то время, в 1948 году, они вместе со Львом Гумилевым жили
под лестницей в Музее этнографии в Питере и все время спорили
об универсальных законах развития общества. Вскоре Гумилева арестовали и
посадили, а Кнорозов продолжал работу, в результате которой он не только
расшифровал язык майя, но и показал, что майя — полноценная развитая
цивилизация.
Индейцы и
конкистадоры
- Почему говорят, что к приходу конкистадоров цивилизация
майя переживала упадок?
- Города майя появились во II–III веках нашей эры. В VI–IX
веках они переживали расцвет, а в X веке с ними произошло то, что на
определенном этапе происходит с любыми цивилизациями: система власти стала
косной, перестала отвечать нуждам развивающегося общества и начала тормозить
его дальнейшее развитие. Властители, памятуя о прошлых успехах, не хотели
ничего менять — это глубокая ошибка, которая губит всех и всегда,
не только древних.
- Звучит актуально…
- Да, к сожалению. И эта ригидная система оказалась
неспособна противостоять полчищам голодных варваров, вторгшихся с севера —
тольтеков. Это были типичные дикие кочевники, которым нечего было терять, кроме
своего голода. Города-государства майя пали под их натиском, цивилизация
откатилась назад. Но к XII веку тольтеки ассимилировались, и началось
возрождение майя — на этот раз в составе единого государства, со своей столицей
и подчиненными городами. Так что к приходу испанцев они были вовсе не
в упадке, а, наоборот, на подъеме, хотя и не смогли противостоять
закованным в железо конкистадорам, у которых были лошади и огнестрельное
оружие.
Говорят, майя так легко завоевали еще и потому, что они
приняли испанцев за своих светлокожих предков.
Дело в том, что во всех мезоамериканских культурах солнце
изображалось как светлое лицо в желтых лохмушках — похоже на рыжего
светлокожего человека. Когда появились испанцы, их везде в соответствии с этим
образом воспринимали как посланников бога солнца, пока они не начали совсем уже
по-дикому убивать. Уж кому-кому говорить о кровожадности, но только не
европейцам.
Кто больше любит
кровь
- В известном фильме Мела Гибсона «Апокалипсис» майа
показаны ничуть не менее кровавыми, чем европейцы.
- Фильм Гибсона — это вообще полный бред. Притом что с
такими деньгами ничего не стоило найти грамотных консультантов. Позиционировал
он свой фильм так, будто бы в нем снимаются майя и все они говорят
на языке майя. На самом же деле они говорят на каком-то убогом современном
диалекте, который вообще распространен на другой территории.
В испанском есть слово «грингада», обозначающее глупость
особого, североамериканского типа, когда они считают, что весь мир должен
соответствовать их представлениям о прекрасном. Этот фильм — типичная
«грингада». Он состоит из сплошных ляпов, но главное, Гибсон показал майя такими
кровожадными, что зритель делает вывод: хорошо бы их всех вообще убить — и
начинает сочувствовать конкистадорам.
- Но разве майя не любили пустить кровь?
- У них были человеческие жертвоприношения, но их совершали
не для того, чтобы насладиться льющейся кровью. Это высвобождение души — она
уходит к богам, к божественным предкам. Все народы, кстати, это практиковали, в
том числе и мы, славяне. Масленица представляла собой сжигание человека и
отправление его к богам.
- Сжигали настоящего человека?
- Конечно. Лишь постепенно, по мере развития цивилизации и
представлений о ценности человеческой жизни принесение в жертву людей
постепенно вытеснялось убийством животных, а потом подношениями еды. Даже в
христианстве причастие кровью и телом Христовым — следы ритуального
каннибализма.
Для майя, как и в христианстве, плоть человека — это
кукуруза, маис, а кровь — какао. И плоды дерева какао — это души тех самых
людей, которые реинкарнируются, возрождаются. Христианство впитало в себя это
представление: современные майя причащаются маисом и какао.
Знаете, кстати, почему майя сразу хорошо поняли идею
распятия Иисуса? Потому что у них было очень похожее отправление
посланника к богам. Человека привязывали между столбами и тыкали дротиками или
копьями так, чтобы не убить сразу, а постепенно высвободить кровь. Они считали,
что его душа освобождается и уходит к богам. И, увидев Иисуса, они поняли, что
такое отправление посланника к отцу. Поэтому они рисовали Иисуса всегда сильно
облитого кровью — по их представлениям, крови должно вытечь как можно
больше. И еще: его лицо не должно было выражать страдание, потому что майя,
когда отправляли своих посланников к богам, давали определенные наркотические
средства, чтобы человек не страдал физически. Цель была не в том, чтобы
замучить его до смерти, а в том, чтобы душа освободилась легко, красиво и ушла
к богам.
Майя приносили людей в жертву только в исключительных
случаях — если какая-нибудь страшная война начиналась или ожидалась катастрофа.
Когда все ритуальные заменители человеческого жертвоприношения уже не работали,
приходилось отправлять к богам полноценную человеческую душу.
- А зачем они пирамиды строили, если не для кровавых
жертвоприношений, когда отрубленные головы красиво катились по ступеням?
- Пирамида, как и в Египте, — это имитация горы, прародины
предков. Они жили идеей, что пришли откуда-то с севера, вышли из северных
пещер. А пещера — это как бы лоно матери. Пирамида возводится как
надгробье — гора, внутри которой пещера, прародина предков. А храм на
пирамиде майя — это сооружение, которое олицетворяет выход из этой прародины
предков. Оттуда выходит предок и общается со своими потомками. И когда
простые люди, стоявшие внизу, глядели, как из расписанного храма на вершине
огромной пирамиды величественно выходит правитель, весь в перьях, это оказывало
сильное воздействие.
- Разве не было всех этих массовых жертвоприношений
пленников с вырыванием еще бьющихся сердец?
- У древних майя не было, это дремучие тольтеки придумали,
когда пытались «переварить» местные традиции. Они решили, что, если отправление
души к богам дает позитивный результат, надо отправлять их побольше — тогда и
результат будет лучше.
- Не понимаю я все-таки этого стремления древних помучить
кого-нибудь в религиозных целях — ведь религия, прежде всего, связана с
каким-то высоким духовным состоянием, а тут такое…
- Это современный взгляд на религию, а для них, это прежде
всего была идеология, скрепляющая общество, форма его построения.
- Ну нет, Евангелие или Упанишады — это явно все-таки про духовное,
а не про идеологическое.
- Духовное можно найти где угодно, даже в Уголовном
кодексе. Потому что оно задает нормы человеческого сосуществования: чтобы мы
были людьми, мы должны научиться не есть друг друга, уважать и так далее.
И все религиозные системы обучают именно этому.
- И для этого надо кого-нибудь замучить.
- Замучить для другого — чтобы попросить богов или предков о
помощи. Речь идет об очень деликатной проблеме коммуникации между мирами.
Понимаете, отношение реального с ирреальным, мира живых с миром мертвых —
это область очень глубоких переживаний, загадка, которая всегда волновала и
волнует людей. Мы вот верим в медицину, нажимаем на кнопки всяких айфонов,
но все равно носимся с обрядовыми практиками, когда хороним покойников: его важно
вынести, допустим, ногами вперед, занавесить зеркала и так далее — все это
никуда не ушло. Погребальные традиции — один из самых жестких стереотипов в
культуре. А древние майя, знавшие о физиологии гораздо меньше, сделали вывод,
что душа находится в крови и ее можно отправить в мир богов, пролив кровь. А
потом она вернется и воплотится в том же роду.
- Удивительно, все древние народы верили в реинкарнацию в
своем роду — и африканские племена…
- И славяне — именно в своем роду. Как только человек обрел
разум, он стал организовывать жизнь своих покойников так, чтобы они могли
вернуться. Поэтому уже в палеолите покойника хоронили в позе эмбриона, то есть
в той позе, в которой он вернется. Представления о реинкарнации очень
устойчивые, они глубоко сидят в нас, куда глубже, чем современные религии.
- А насколько нынешние потомки майя знакомы с верованиями
предков? Они что-то знают о своем традиционном календаре?
- Да нет, они это узнали только по телевизору. Ну, пойдите в
какую-нибудь нашу деревню, что там люди вообще знают? Подсуньте им берестяную
грамоту — много они вам расскажут про то, что имели в виду древние новгородцы?
Точно так же и современные майя — люди, закончившие начальную школу, живущие в
деревне и о конце света узнающие из телевизора.
Андрей
Константинов
Фильм «Расшифрованные майя»
http://rutube.ru/tracks/1207446.html?autoStart=true&bmstart=1548360
|